Охотничьи рога. Мастерская Владимира Головешко
    

Охотничьи рога. Мастерская Владимира Головешко.

8(981)841-39-77

 
         
 


Охотничьи рога
Записи сигналов рога
Роговой оркестр
Записи рогового оркестра
Римские корну
Сурдины
Магазин духовых инструментов
Ремонт
Галереи
Школа
Сотудничество


 


История роговой музыки

В настоящее время об истории возникновения и существования в России роговых оркестров можно найти достаточно информации интересующемуся человеку. Хотя буквально 15-20 лет назад никто не вспоминал и не задумывался о возрождении такого необычного вида музыкального искусства. Здесь важно отметить несколько ключевых моментов: искусство роговой музыки существовало и ныне существует исключительно в России; возникло оно благодаря Семену Кирилловичу Нарышкину, чешскому валторнисту Яну Марешу и, как ни странно, крепостному праву.

Теперь обо всем по порядку.

Ян Мареш — талантливый чешский валторнист, находясь в Берлине, обучал игре на валторне молодого графа Бестужева, сына вице-канцлера. Именно вице-канцлер Бестужев пригласил его в Россию, в Петербург в 1748 году на должность валторниста в придворный оркестр императрицы Елизаветы.

 

Я.Мареш так и остался бы придворным валторнистом, если бы не Семен Кириллович Нарышкин (1710‑‑1775), егермейстер и директор театров, который пригласил его для исправления охотничьих рогов, назначив капельмейстером «охотничьей музыки». Охотничьи рога (трубы) составляли необходимую принадлежность наших старинных охот вельможной знати. У Нарышкина 16 крепостных музыкантов играли на рогах. С.К. Нарышкин попросил Мареша «исправить» охотничьи рога, которые по его словам «вышли из строя». И уже в процессе так называемого исправления охотничьих рогов, Марешу пришла в голову идея создать оркестр из таких рогов. Идею Нарышкин не одобрил, поэтому Ян Мареш стал в тайне заниматься с крепостными музыкантами. Семен Кириллович Нарышкин был восхищен созданным Марешом оркестром и на придворной охоте представил его императрице Елизавете. Ей так понравился роговой оркестр, что она сразу же назначила ЯнаМареша капельмейстером новой придворной егерской музыки. В репертуар рогового оркестра сначала входили только легкие пьесы и аранжировки, а впоследствии — отрывки из опер и даже целые симфонии и увертюры. Мареш до конца дней своих получал пенсию, назначенную Елизаветой. В дальнейшем, после смерти Мареша (1794 г.) роговые оркестры были постепенно усовершенствованы, а диапазон их был расширен до четырех октав.

В дальнейшем роговые оркестры получили широкое распространение. Например, известны оркестры Лейб-Гвардии Измайловского полка и Конного полка. Многие вельможи уже Екатерининского времени имели собственные роговые оркестры. Славой среди них пользовались оркестры графа Разумовского, камергера Вадковскаго и князя Потемкина в Петербурге, Николая Федоровича Колычева в Москве. Мода на роговую музыку была распространена не только среди вельмож — роговые оркестры участвовали даже в публичных концертах.

 

В 20-х годах XIX века роговая музыка практически прекратила свое существование, сохранив лишь характер военных садовых оркестров.

Более 100 лет роговая музыка играла ведущую роль в России. Но духовые инструменты усовершенствовались со временем, мода и вкусы менялись, и постепенно роговая музыка исчезла. Секреты исполнения и ноты были утеряны.

В 90-х годах XX века дирижер сценического оркестра Мариинского театра Георгий Иванович Страутман решился озвучить музейные рога и создал Роговой оркестр Мариинского театра. Попытка оказалась неудачной, так как старые инструменты звучали плохо, и к тому же музей требовал вернуть их обратно на экспозицию. Но идею возрождения рогового оркестра подхватил и продолжил валторнист Сергей Николаевич Песчанский.
В 2000 году он углубился в изучение истории и особенностей рогового оркестра по трудам И.Х.Гинрихса, Н.Ф.Финдейзена и многих других. Идеей возобновления столь оригинального вида музыкального искусства Песчанский заразил огромное количество людей, в том числе валторниста Владимира Головешко, который изготовил первый комплект новых рогов

В 2002 году состоялось первое выступление рогового оркестра под управлением С.Н.Песчанского, который стал его художественным руководителем. Коллектив был назван «Русская Роговая Капелла». В нем всего 15 человек, поэтому каждый музыкант играл примерно на 2-5 рогах.

В 2006 году, из-за идейных разногласий с Сергеем Песчанским, Владимир Головешко ушел из «Русской Роговой Капеллы». Вместе с ним ушли многие музыканты оркестра. Благодаря одному из бывших музыкантов «Русской Роговой Капеллы», Денису Шахову, состоялось знакомство Владимира Головешко с Сергеем Поляничко, который мгновенно заразился идеей создания рогового оркестра.

Владимир Головешко, который на данный момент является единственным мастером-изготовителем роговых инструментов в мире, создал вручную новый комплект рогов за 53 дня и 53 ночи. 23 августа 2006 года — день рождения Российского Рогового Оркестра.

Комплект состоял из 74 инструментов диапазоном в четыре октавы. Усовершенствованные мундштуки позволяли добиться более чистого звучания. Звучание рогов уникально, не поддается описанию, необходимо услышать, чтобы понять его красоту и необычность.

 

Колоссальная разница между роговыми оркестрами XVIIIXIX веков и современными заключена в том, что современные оркестры созданы на добровольных началах. В таких оркестрах играют музыканты-профессионалы, к тому же исполнители постоянно меняются рогами и партиями в каждом новом произведении, что не позволяет музыкантам быть привязанными только к одному рогу и одной ноте. Созданные коллективы успешно концертируют в нашей стране и за ее пределами.

В 2015 году мастер Владимир Головешко решает самостоятельно продолжать это сложное и великое дело возрождения жанра роговой музыки и создает коллектив «Петербургские фанфары».


Для коллектива был создан еще более усовершенствованный комплект роговых инструментов, который в настоящее время используется в работе с детьми – учащимися ДШИ им. Свиридова.
Создание детского рогового оркестра является многолетней мечтой мастера Владимира Головешко.

 

В истории роговых оркестров России есть еще много ненаписанных страниц с интересными подробностями. Нам хотелось лишь донести главную мысль о том, что Роговой Оркестр — явление исключительно русское, уникальное и глубоко патриотическое, поскольку представляет собой возрождение и пропаганду традиций русской музыки.

 

 

 


  Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования