В настоящее время об
истории возникновения и существования в России роговых оркестров можно найти достаточно информации
интересующемуся человеку. Хотя буквально 15-20 лет назад никто не вспоминал и
не задумывался о возрождении такого необычного вида музыкального искусства.
Здесь важно отметить несколько ключевых моментов: искусство роговой музыки
существовало и ныне существует исключительно в России; возникло оно благодаря
Семену Кирилловичу Нарышкину, чешскому валторнисту Яну Марешу и, как ни
странно, крепостному праву.
Теперь обо всем по
порядку.
 Ян Мареш — талантливый чешский валторнист, находясь в Берлине, обучал
игре на валторне молодого графа Бестужева, сына вице-канцлера. Именно
вице-канцлер Бестужев пригласил его в Россию, в Петербург в 1748 году на
должность валторниста в придворный оркестр императрицы Елизаветы.
Я.Мареш так и
остался бы придворным валторнистом, если бы не Семен Кириллович Нарышкин (1710‑‑1775),
егермейстер и директор театров, который пригласил его для исправления
охотничьих рогов, назначив капельмейстером «охотничьей музыки». Охотничьи рога
(трубы) составляли необходимую принадлежность наших старинных охот вельможной
знати. У Нарышкина 16 крепостных музыкантов играли на рогах. С.К. Нарышкин попросил Мареша «исправить»
охотничьи рога, которые по его словам «вышли из строя». И уже в процессе так
называемого исправления охотничьих рогов, Марешу пришла в голову идея создать
оркестр из таких рогов. Идею Нарышкин не одобрил, поэтому Ян Мареш стал в тайне
заниматься с крепостными музыкантами. Семен
Кириллович Нарышкин был восхищен созданным Марешом оркестром и на придворной
охоте представил его императрице Елизавете. Ей так понравился роговой оркестр,
что она сразу же назначила ЯнаМареша капельмейстером новой придворной
егерской музыки. В репертуар рогового оркестра сначала входили только легкие
пьесы и аранжировки, а впоследствии — отрывки из опер и даже целые симфонии и
увертюры. Мареш до конца дней своих получал пенсию, назначенную Елизаветой. В
дальнейшем, после смерти Мареша (1794
г.) роговые оркестры были постепенно усовершенствованы,
а диапазон их был расширен до четырех октав.
 В дальнейшем роговые
оркестры получили широкое распространение. Например, известны оркестры
Лейб-Гвардии Измайловского полка и Конного полка. Многие вельможи уже
Екатерининского времени имели собственные роговые оркестры. Славой среди них
пользовались оркестры графа Разумовского, камергера Вадковскаго и князя
Потемкина в Петербурге, Николая Федоровича Колычева в Москве. Мода на роговую
музыку была распространена не только среди вельмож — роговые оркестры участвовали
даже в публичных концертах.
В 20-х годах XIX века роговая музыка практически
прекратила свое существование, сохранив лишь характер военных садовых
оркестров.
Более 100 лет роговая
музыка играла ведущую роль в России. Но духовые инструменты усовершенствовались
со временем, мода и вкусы менялись, и постепенно роговая музыка исчезла.
Секреты исполнения и ноты были утеряны.
В 90-х годах XX века дирижер сценического
оркестра Мариинского театра Георгий Иванович Страутман решился озвучить
музейные рога и создал Роговой оркестр Мариинского театра. Попытка оказалась
неудачной, так как старые инструменты звучали плохо, и к тому же музей требовал
вернуть их обратно на экспозицию. Но идею возрождения рогового оркестра
подхватил и продолжил валторнист Сергей Николаевич Песчанский.
В 2000 году он
углубился в изучение истории и особенностей рогового оркестра по трудам
И.Х.Гинрихса, Н.Ф.Финдейзена и многих других. Идеей
возобновления столь оригинального вида музыкального искусства Песчанский
заразил огромное количество людей, в том числе валторниста Владимира Головешко,
который изготовил первый комплект новых рогов
В 2002 году состоялось
первое выступление рогового оркестра под управлением
С.Н.Песчанского, который стал его художественным руководителем.
Коллектив был назван «Русская Роговая Капелла». В нем всего 15 человек, поэтому
каждый музыкант играл примерно на 2-5 рогах.
В 2006 году, из-за
идейных разногласий с Сергеем Песчанским, Владимир Головешко ушел из «Русской
Роговой Капеллы». Вместе с ним ушли многие музыканты оркестра. Благодаря одному
из бывших музыкантов «Русской Роговой Капеллы», Денису Шахову, состоялось
знакомство Владимира Головешко с Сергеем Поляничко, который мгновенно заразился
идеей создания рогового оркестра.
Владимир Головешко,
который на данный момент является единственным мастером-изготовителем роговых
инструментов в мире, создал вручную новый комплект рогов за 53 дня и 53 ночи. 23
августа 2006 года — день рождения Российского Рогового Оркестра.
Комплект состоял
из 74 инструментов диапазоном в четыре октавы. Усовершенствованные мундштуки
позволяли добиться более чистого звучания. Звучание рогов уникально, не
поддается описанию, необходимо услышать, чтобы понять его красоту и
необычность.
Колоссальная разница
между роговыми оркестрами XVIII-XIX веков и современными заключена в
том, что современные оркестры созданы на добровольных началах. В таких
оркестрах играют музыканты-профессионалы, к тому же исполнители постоянно
меняются рогами и партиями в каждом новом произведении, что не позволяет
музыкантам быть привязанными только к одному рогу и одной ноте. Созданные
коллективы успешно концертируют в нашей стране
и за ее пределами.
В 2015 году мастер
Владимир Головешко решает самостоятельно продолжать это сложное и великое дело
возрождения жанра роговой музыки и
создает коллектив «Петербургские фанфары».
Для коллектива был создан еще более
усовершенствованный комплект роговых
инструментов, который в настоящее время используется в работе с детьми –
учащимися ДШИ им. Свиридова.
Создание детского рогового оркестра является
многолетней мечтой мастера Владимира Головешко.
В истории роговых
оркестров России есть еще много ненаписанных страниц с интересными
подробностями. Нам хотелось лишь донести
главную мысль о том, что Роговой Оркестр
— явление исключительно русское, уникальное и глубоко патриотическое, поскольку
представляет собой возрождение и пропаганду традиций русской музыки.
|